Проект «Мой город - Я могу больше!»

Цель проекта

Цель проекта

Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями посредством повышения эффективности занятий с детьми в реабилитационно-образовательных центрах Москвы и проведения социально-средовой и социально-бытовой абилитации - циклов игровых иммерсивных экскурсий-спектаклей, включая выездные практикумы на объектах городской инфраструктуры

Задачи Проекта

  • Повышение уровня самостоятельности и самообслуживания, необходимого для пользования городской средой, у детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, посредством развития когнитивных функций и общих показателей динамики развития детей
  • Повышение компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с РАС и другими ментальными нарушениями, при самостоятельных занятиях по формированию у детей навыков самообслуживания. Вовлечение родителей (законных представителей) в мультиформатное взаимодействие со специалистами реабилитационно-образовательных центров (РОЦ) Москвы
  • Создание и апробация тиражируемой методики системного взаимодействия объектов городской инфраструктуры, учреждений, вузов для создания условий социально-средовой и социально-бытовой абилитации детей с РАС и другими ментальными нарушениями и формирования у них навыков самообслуживания посредством проведения игровых иммерсивных экскурсий-спектаклей. Передача этой методики в РОЦ г.Москвы.

Участники

  1. Дети (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, обучающиеся в реабилитационно-образовательных центрах г. Москвы. Дети с РАС и другими ментальными нарушениями, не обучающиеся в РОЦ и пользующиеся услугами РОЦ.
  2. Родители детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, обучающихся в реабилитационно-образовательных центрах (РОЦ). Родители детей (от 6 до 17 лет) с (РАС) и другими ментальными нарушениями, не обучающихся в РОЦ и пользующиеся услугами РОЦ.
  3. Педагоги, воспитатели и другие профильные специалисты реабилитационно-образовательных центров для детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями

История проекта

Краткое описание проекта

Проект интерактивного сопровождения социально-средовой и социально-бытовой абилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями «Мой город - я могу больше!» - продолжение нашей работы по созданию тиражируемых методик помощи семьям, воспитывающим таких детей, начатой нами при грантовой поддержке Правительства Москвы в 2022 году. Идея проекта «Мой город - я могу больше!» - развитие навыков самостоятельного использования городской среды детьми с ментальными нарушениями путём проведения занятий в формате игровых иммерсивных экскурсий-спектаклей с использованием специального реквизита, основанных на современных педагогических игровых технологиях. Проект представляет собой циклы занятий по четырём темам, состоящих из тематических экскурсий для групп детей в сопровождении взрослых, каждая из которых предваряется подготовительным занятием и оценивается итоговым. В процессе занятий дети отрабатывают алгоритмы правильных действий на значимых объектах городской среды, таких как общественный транспорт (метрополитен, автобус, вокзал), поликлиника. Таким образом для детей в интерактивной игровой форме проводится социально-средовая и социально-бытовая абилитация, позволяющая освоить новые компетенции, а также проводится ориентирование в профессиональной сфере и приобретение навыков, необходимых детям для пользования городской средой. Методика проекта после разработки и апробации в ходе реализации проекта будет передана для использования в реабилитационно-образовательные центры (РОЦ) Москвы, работающие с детьми с ментальными нарушениями. Нозологическая группа инвалидности детей-участников проекта: расстройства аутистического спектра и прочие ментальные нарушения, а также слабовидящие. Отрабатываются алгоритмы и механизмы системной коллаборации заинтересованных сторон - РОЦ, городских организаций, оказывающих транспортные услуги, медицинских учреждений, вузов, заинтересованных в качественной практике при подготовке специалистов-дефектологов, НКО. Базовыми учреждениями проекта, по предварительной договорённости, станут Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 105 Департамента социальной защиты населения города Москвы и Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно-образовательный центр" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ "КРОЦ" ). На базе данных учреждений проводились проекты "Вирусам дороги нет!"(Грант 022/НКО-21) и "Я могу больше!" (Грант 010/НКО-22).

Обоснование социальной значимости Проекта *

Проблемы, на решение которых направлен проект: - психологические, социально-средовые и социально-бытовые трудности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, вызванные, в частности, эффектом эмоционального и физического "выгорания" от уровня несамостоятельности ребенка; - потребность у специалистов реабилитационно-образовательных центров (РОЦ) в комплексной методике социально-средовой и социально-бытовой абилитации "на выезде" для приобретения обучающимся в РОЦ детьми-инвалидами навыков пользования городской средой.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

  1. Дети-инвалиды получат услуги по социально-средовой и социально-бытовой абилитации с применением современных методик и технологий, что позволит им приобрести новые или улучшить имеющиеся навыки, необходимые для пользования городской средой;
  2. Будет разработана, апробирована и передана в реабилитационно-образовательные центры (РОЦ) Москвы, работающие с детьми-инвалидами с ментальными нарушениями, действующая тиражируемая методика социально-средовой и социально-бытовой абилитации посредством проведения циклов игровых иммерсивных экскурсий-спектаклей, включая практикумы на объектах городской инфраструктуры. Методика будет передана в виде готового к тиражированию оформленного в брошюру текста методических рекомендаций по проведению занятий для детей с ОВЗ, направленных на формирование осознанного отношения к соблюдению ими социально-средовых правил и социально-бытовых навыков, сценарии занятий, описание реквизита для проведения занятий.
  3. Будут отработаны алгоритмы и механизмы коллаборации заинтересованных сторон - организаций, оказывающих транспортные услуги, медицинских учреждений, вузов, заинтересованных в качественной практике при подготовке специалистов-дефектологов;
  4. Создание инструмента непрерывной и эффективной поддержки сообществ родителей с активной жизненной позицией, распространяющих свой положительный опыт на других родителей - цифрового интерактивного ресурса для общения, обмена личным опытом, оперативного информирования, в том числе, о возможностях РОЦ, содержащий практико-ориентированные информационные, новостные и разъясняющие материалы, в том числе - по методикам, созданным в ходе реализации проекта.

Авторы

Команда проекта

В составе команды - люди, имеющие большой опыт в создании и проведении мероприятий в социальных проектах корпоративных заказчиков (ОАО "РЖД" , АО "МОСОБЛГАЗ", ГК "Русагро"). В 2018-2022 гг. членами команды - работниками организаций, входящих в Ассоциацию "КЦСПМ", реализованы проекты по проведению занятий в области профилактики заражения COVID-19 в 80 ведомственных образовательных учреждениях РЖД (2020-2021гг, дет.сады и школы, всего более 6 тысяч детей), безопасного пользования газом для школьников Московской области (более 140 тысяч школьников), профессиональной ориентации и социального проектирования в области агротехники (более 10 тысяч школьников сельских школ Белгородской, Орловской, Саратовской, Тамбовской областей). Применялись иммерсивные технологии дистанционных занятий, создающие эффект присутствия, погружения, личного участия в действии через создание особых условий: факторов моделирования восприятия посредством визуализации окружения. Иммерсивные технологии были применены при реализации проекта "Иммерсивный онлайн-спектакль "Вирусам дороги нет!", реализованный в 2022 году на средства гранта по результатам конкурса социальных проектов «Москва — добрый город!» и проекта "Я могу больше! (интерактивное сопровождение реабилитации детей с ментальными нарушениями)", финальный этап которого проходит в октябре 2023 года, также проводимого на средства гранта Правительства Москвы. В декабре 2023г. и январе-марте 2023г. по заказу Городской ассоциации родителей детей-инвалидов г.Москвы (МГАРДИ) работниками организаций, входящих в Ассоциацию "КЦСПМ", проведены программы комплексной реабилитации для 320 детей-инвалидов с РАС и другими ментальными нарушениями по методикам проекта "Я могу больше!" в формате групповых заездов в подмосковный санаторий.

Партнеры

  1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно- образовательный центр № 105 Департамента социальной защиты населения города Москвы (ГБОУ РОЦ № 105)
  2. Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно - образовательный центр" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ "КРОЦ" )
  3. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
  4. Открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (ОАО "РЖД")
  5. Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен")
  6. Автономная некоммерческая организация "Московская дирекция транспортного обслуживания" (АНО "МДТО")
  7. Частное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая больница "РЖД-Медицина" (ЧУЗ "ЦКБ "РЖД-Медицина")

    Место проведения

    1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 105
    2. Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ГБУ «КРОЦ» ОСП «Солнечный круг» Департамента труда и социальной защиты населения
    3. Реабилитационные площадки г.Москвы

     

    Срок деятельности Проекта – с 15 января 2024 года по 15 декабря 2024 года.