Проект «Я могу больше!»
Цель проекта
Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями посредством повышения эффективности занятий с детьми в реабилитационно-образовательных центрах и во время домашних занятий, а также после оперативного уточнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей.
Задачи Проекта
- Повышение уровня развития когнитивных функций и общих показателей динамики развития детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями.
- Вовлечение родителей (законных представителей) детей с РАС и другими ментальными нарушениями в мультиформатное взаимодействие со специалистами реабилитационно-образовательных центров (РОЦ).
- Разработка новых инструментов реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА) детей с РАС и другими ментальными нарушениями в рамках реализации механизмов (алгоритмов) взаимодействия между участниками процесса обучения и реабилитации.
- Расширение целевой аудитории родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями, сотрудничающих с РОЦ, путём вовлечения их в профильные мероприятия и информирования о возможностях РОЦ в работе по ИПРА.
Участники
- Дети и взрослые, нуждающиеся в долговременном уходе и их родственники
Дети (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, обучающиеся в реабилитационно-образовательных центрах (РОЦ). - Родительские сообщества, в том числе родители особенных детей и члены их семей
Родители детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, обучающихся в реабилитационно-образовательных центрах (РОЦ). Родители детей (от 6 до 17 лет) с (РАС) и другими ментальными нарушениями, не обучающихся в РОЦ и пользующиеся услугами РОЦ. - Педагоги, воспитатели и другие профильные специалисты реабилитационно-образовательных центров для детей (от 6 до 17 лет) с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями
История проекта
Краткое описание проекта
Проект интерактивного сопровождения реабилитации и абилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями «Я могу больше!» – это продолжение работы Ассоциации по созданию тиражируемых методик помощи семьям, имеющим детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Существует несколько основных направлений реабилитации и абилитации детей с РАС и другими ментальными нарушениями, они детально описаны в специализированной литературе, имеют проработанные методики и широко применяются на практике (как правило, в комплексе) в реабилитационно-образовательных центрах (РОЦ) Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Идея проекта «Я могу больше!» заключается в том, что с целью повышения эффективности занятий с детьми, а также оперативного уточнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) можно взять эти направления взаимодействия с ребёнком, добавить в каждый мотивированное участие родителей и отработать их в новом интерактивном формате под контролем специалистов. Формат предусматривает проведение ключевого события, представляющего собой иммерсивное действие, объединённое художественным сценарием и вовлекающее детей и родителей в игровое пространство. В проекте такое ключевое событие называется спектаклем. Помимо проведения самого спектакля равнозначное, а, возможно, и более весомое значение имеют этап подготовки к нему и этап последующего взаимодействия родителей и специалистов по использованию сюжетов и элементов спектакля после его проведения. Спектакль при этом становится вспомогательным диагностическим инструментом для получения рекомендаций и корректировок для ИПРА. Участие детей в тех или иных элементах действия спектакля соответствует одному или нескольким направлениям помощи. По результатам реализации вышеназванных этапов проекта возникает три параллельные траектории работы:
- – выработка дополнения к ИПРА – индивидуальный маршрут ребёнка, который включает занятия с педагогами учреждения, в котором ребёнок обучается, занятия с родителями и, возможно, дополнительные занятия с привлечёнными специалистами. Индивидуальный маршрут поддерживается педагогами и родителями игровым сюжетом, продолжающим спектакль и применяемым для упражнений, сценариев занятий и т.д. (например, физические упражнения становятся заданием от персонажа спектакля). Устанавливается продолжительность маршрута по времени, по итогам производится замер результативности;
- – поддержание заинтересованности и вовлеченности родителя во время домашней реабилитации. При этом родитель получает методические рекомендации и легко выполнимые сценарии мероприятий (инструкции). В поддержку такой формы домашней реабилитации разрабатываются четыре направления практической деятельности и проводятся соответствующие публичные мастер-классы для родителей (с видеосъёмкой, комментариями специалистов, монтажом и последующим размещением видеозаписей в открытом доступе);
- – популяризация существующих в РОЦ программ реабилитации и абилитации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями среди «сомневающихся» родителей, которые рассматривают возможность обратиться в РОЦ как альтернативу самостоятельных вариантов помощи своим детям. Для этого предусматривается создание специального цифрового ресурсного пространства проекта, где размещаются информационные и разъясняющие материалы. Базовым учреждением проекта, по предварительной договорённости, станет Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 105 Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Обоснование социальной значимости Проекта *
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- эффект эмоционального и физического «выгорания» у родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, снижение у них за счёт такого эффекта мотивации к проведению индивидуальных и групповых занятий в реабилитационно-образовательных центрах (РОЦ) и домашних занятий со своими детьми;
- потребность у специалистов РОЦ в современном системном методическом инструменте по комплексной диагностике и корректировке индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), внедрении актуальных «цифровых» педагогических методик в воспитательную деятельность;
- недостаточная информированность родителей, не сотрудничающих (или практические не сотрудничающих) с РОЦ, о возможностях РОЦ в работе по индивидуальным программам реабилитации и абилитации детей.
Указанные выше проблемы родительской позиции и возможные подходы к их преодолению детально описаны в статьях профильного журнала «Аутизм и нарушения развития» Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, в частности, в статье, послужившей отправной точкой в работе над предлагаемым проектом: Кисова В.В., Конева И.А. Родительская позиция в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 1. С. 12–19. https://psyjournals.ru/autism/2022/n1/Kisova_Koneva.shtml
Обозначенные выше проблемы также выявлены по результатам анкетирования родителей, воспитывающих детей с РАС и другими ментальными нарушениями, а также специалистов (педагогов и воспитателей) РОЦ в 2021-2022 гг.
Авторы
Команда проекта
В составе команды – люди, имеющие большой опыт в создании и проведении мероприятий в социальных проектах корпоративных заказчиков (ОАО «РЖД», АО «МОСОБЛГАЗ», ГК «Русагро»). В 2018-2021 гг. членами команды – работниками организаций, входящих в Ассоциацию «КЦСПМ», реализованы проекты по проведению занятий в области профилактики заражения COVID-19 в 80 ведомственных образовательных учреждениях РЖД (2020-2021 гг., детские сады и школы, всего более 6 тысяч детей), безопасного пользования газом для школьников Московской области (более 100 тысяч школьников), профессиональной ориентации и социального проектирования в области агротехники (более 10 тысяч школьников сельских школ Белгородской, Орловской, Саратовской, Тамбовской областей). Применялись иммерсивные технологии дистанционных занятий, создающие эффект присутствия, погружения, личного участия в действии через создание особых условий: факторов моделирования восприятия посредством визуализации окружения. Иммерсивный эффект достигается предоставлением всем участникам занятий (ведущим занятий и всем обучающимся) одинаковых предметов реквизита или дидактического материала, с которыми участники производили действия так, как бы это происходило реально в аудитории, обеспечивая эффект физического присутствия ведущего на занятиях. Такой же принцип был применен при реализации проекта «Иммерсивный онлайн-спектакль "Вирусам дороги нет!"», реализованный в 2022 году на средства гранта по результатам конкурса социальных проектов «МОСКВА — ДОБРЫЙ ГОРОД». И эта же методика, доработанная с учётом полученного опыта с детьми с ментальными нарушениями, будет использована для выполнения ключевого мероприятия в проекте «Я могу больше! (интерактивное сопровождение реабилитации детей с ментальными нарушениями)».
Партнеры
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Реабилитационно-образовательный центр № 105 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В ГБОУ РОЦ №105 осуществляется реализация образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также комплексная реабилитация лиц с ограничениями жизнедеятельности в стационарной форме.
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ГБУ «КРОЦ» ОСП «Солнечный круг» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В ОСП «Солнечный круг» ГБУ КРОЦ оказываются реабилитационно-образовательные услуги, профиль деятельности: психоневрология; реабилитация и образование воспитанников; коррекция отклонений в развитии воспитанников средствами образования и трудовой подготовки, а также психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. В 2022 году состоялось успешное сотрудничество по проекту «Вирусам дороги нет!» Гранта Правительства Москвы.
- Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.